ПОРОК: ВЗАИМНОЕ НЕДОВЕРИЕ
Доверие — основа эффективной и сплоченной команды. Без него работа команды невозможна вообще.

К сожалению, слово «доверие» используется так часто, что давно потеряло смысл и превратилось в штамп — наподобие счастливого детства или вечной любви. Поэтому очень важно четко определить, что мы имеем в виду, говоря о доверии.
В контексте создания команды доверие — это убежденность членов команды в том, что действия коллег диктуются благими намерениями, поэтому не надо бояться и защищаться.

Фигурально выражаясь, члены команды не должны ждать от своих коллег удара в спину.

В командной работе шире распространено иное толкование слова «доверие», а именно уверенность в человеке, то есть способность сделать предположения о его поведении на основе прошлого опыта.

Например, можно быть уверенным, что член команды, который всегда хорошо выполнял любые задания, и в этот раз справится с работой Но этого недостаточно для настоящей команды. Необходимо, чтобы ее члены не опасались демонстрировать друг другу свою уязвимость.

Под уязвимостью я понимаю демонстрацию слабостей, отсутствия каких-то навыков, проблем в общении, ошибок, а также открытое высказывание просьб о помощи. Все это звучит довольно наивно, однако только тогда, когда работники не боятся проявлять свои слабости и недостатки, в команде может возникнуть атмосфера открытости и взаимопомощи.

В итоге члены команды могут сосредоточиться на работе и не тратить силы на защиту от интриг и козней. Достижение доверия, основанного на спокойной демонстрации уязвимости, — это крайне трудный процесс, потому что люди, получая образование и продвигаясь по службе, приучаются конкурировать с каждым из коллег, стараются превзойти их даже в мелочах и ожидают в ответ аналогичного поведения. Они привыкают скрывать свои мысли и никогда не рискнут попросить помощи. Борьба против всех превращается у них почти в инстинкт, от которого практически невозможно избавиться, а ведь для налаживания нормальной командной работы нужно доверие.

Неумение создать добрую атмосферу обходится дорого. Команды, лишенные этого качества, тратят массу времени на выяснение отношений и сведение счетов. Сотрудники боятся высказывать свое мнение, неохотно обращаются за помощью и не предлагают помощи другим. Неудивительно, что атмосфера в таких коллективах тяжелая, а текучесть персонала высокая

В командах, пораженных пороком недоверия, люди…

— скрывают свои слабости и ошибки от других;
— не критикуют коллег;
— неохотно обращаются за помощью, если это не входит в их служебные обязанности;
— быстро делают выводы о намерениях и убеждениях других, не пытаясь разобраться;
— не интересуются опытом и навыками коллег и не слушают их советов;
— много времени и сил тратят не на работу, а на то, чтобы произвести впечатление;
— не высказывают недовольства;
— боятся совещаний и ищут причины, чтобы не проводить время вместе с коллегами.
Как же создать атмосферу доверия?
К сожалению, подлинное доверие, основанное на уязвимости, не появится за один день. Требуется длительная совместная деятельность, многочисленные примеры полезности взаимоуважения и взаимовыручки, разъяснение особенностей командной работы. Если усиленно работать в этом направлении, можно достичь доверия за сравнительно короткое время.

Вот несколько полезных упражнений.
За каких-то полчаса команда может сделать огромный шаг в создании атмосферы доверия.
Все, что требуется от лидера, — это задать каждому из участников несколько вопросов о его жизни. Вопросы не должны носить чересчур личный характер.
Вот несколько тем: братья и сестры, место рождения, проблемы в детстве, хобби, первое место работы, самая плохая работа.

Отвечая на эти безобидные вопросы, члены команды лучше узнают друг друга, начинают душевнее относиться друг к другу и видеть в коллегах не конкурентов, а просто людей.

Появляются сочувствие и понимание, члены команды начинают более позитивно оценивать действия коллег. Просто удивительно, как плохо люди в современном обществе знают друг друга и как мало надо, чтобы разрушить стену непонимания.

(Минимальное время — 30 минут.)
В командах, где царит атмосфера доверия, люди…

— не скрывают своих ошибок и слабостей;
— обращаются друг к другу за помощью;
— охотно отвечают на вопросы, связанные с их работой; — исходят из того, что у коллег добрые намерения, и не спешат убеждать себя в обратном;
— свободно предлагают свою помощь и критику;
— ценят и используют опыт и навыки коллег;
— тратят время и энергию на решение важных задач, а не на интриги;
— при необходимости немедленно извиняются и принимают извинения других;
— с нетерпением ждут любой возможности пообщаться и поработать вместе.
Что может сделать лидер?
Главное, что может и должен сделать лидер для создания атмосферы доверия в команде, — это первым продемонстрировать свою уязвимость.

Порой для этого требуется рискнуть потерять лицо в глазах команды, с тем чтобы побудить подчиненных к аналогичному риску.

Кроме того, очень важно, чтобы лидер создал такую атмосферу, в которой никто не боится быть уязвимым. Даже в эффективных командах их члены сами неосознанно мешают возникновению доверия, резко критикуя друг друга за слабости или допущенные ошибки.

Наконец, очень важно, чтобы уязвимость лидера была подлинной, а не игрой на публику.

Один из самых быстрых способов утратить доверие — изображать беззащитность и уязвимость, чтобы манипулировать эмоциями окружающих.


Made on
Tilda